О гжели




 

goods2015(1)-189Времена меняются, и вместе с ними уходят в прошлое привычки и желания, уступая место новым, более современным. То же происходит и с традициями. Слишком мало осталось их хранителей, и полотно памяти истончается, с каждым днем теряя все больше и больше. Немногие традиции еще могут держаться особняком: те, что прошли беспощадное испытание временем, и их приняла жестокая современность. К таким нерушимым традициям относится и Гжель.

Гжель — одна из традиционных техник изготовления и росписи керамических изделий, самыми знаменитыми из которых являются потрясающие изделия из белого фарфора. Гжельский фарфор непревзойденен, и выверенная неповторимость техники позволила Гжели уверенно пройти сквозь века, заслужив право называться настоящим искусством.

Но что такое Гжель?

goods2015(1)-89Четырнадцатый век. Обширная область «Гжель» из двадцати семи деревень в пятидесяти километрах от Москвы. Возделывание земли и сельское хозяйство здесь невозможно из-за обилия глинозема, совершенно неподходящего для выращивания культур, поэтому область начинает ориентироваться на гончарный промысел. Мастера возводили гончарные мастерские и производили различные глиняные изделия, с каждым годом совершенствуя и дополняя их. К тому времени обнаруживается, что гжельская волость содержит богатейшие запасы глиняных пластов. Вскоре глины эти по своим физическим свойствам уже считались одними из лучших в России.

goods2015(1)-64Впоследствии, в семнадцатом веке, этот факт был отмечен царской семьей, и царь Алексей Михайлович издал указ использовать сию глину для изготовления «аптекарской» и «алхимической» посуды. И так до конца восемнадцатого века многочисленные заводы Гжельской волости выпускали посуду, кухонную утварь, игрушки, печные и строительные материалы. Но в 1800 году случилось знаменательнейшее событие, в целом, определившее дальнейшую судьбу Гжели. В деревне Володино братьями Куликовыми, крестьянами, был обнаружен состав белой фаянсовой массы. Там же, в скором времени, основали первый фарфоровый завод.
С этого исторического момента в Гжели наладилось производство фарфора, состав которого неустанно дорабатывался мастерами. Также до середины девятнадцатого века формировался особый вид художественной росписи керамики, и на этот период пришелся наивысший пик развития гжельского искусства. Например, мастера изобрели опак – особо прочный вид фаянса, позволяющий производить сверхтонкую чайную посуду.
goods2015(1)-19Распространение Гжели тогда охватило всю страну. Чуть позже, однако, большинство фарфоровых заводов приходит в упадок.
IMG_8186-6Почти столетие уносит за собою время прежде, чем гжельский промысел обретает новую жизнь и воскресает. Только к середине двадцатого века (1943 год) Гжель вновь начинает выпускать фарфоровые изделия. Тогда же восстанавливается и вид гжельской росписи середины девятнадцатого века, словно вселившей в себя всю обширность и глубину русской истории, широту исконно русской души. Стоит отметить, что изначально гжельский рисунок не отличалась исключительно синим, «зимним» цветом, и стал таковым много позднее.
Кстати, о рисунке. Изначально гжельский рисунок содержал в себе любые узор или изображение, желаемые автором изделия. Часто преобладают изумрудно-зеленый, охристо-красный и коричневый оттенки. Лишь к концу 1920-х годов рисунок начинает выполняться кобальтом, и в Гжель приходят и начинают преобладать сине-белые цветочные композиции. Именно манера кистевого мазка (стилизация под объемность), характерная для русского народного промысла, стала той особенностью, которая подарила Гжели свойственную ей уникальность.
goods2015(1)-145goods2015(1)-201В настоящее время потрясающие изделия из гжельского фарфора пользуются популярностью по всему миру. Ассортимент разнообразнейший, и искуснейшие мастера находят все новые и новые способы поразить нас своим непревзойденным творчеством.

И, все же, что такое Гжель?
Гжель — это истинно русское народное творчество, неповторимое, загадочное, целостное.
Гжель – это отражение русской души, родного фольклора, вложенное гениальными мастерами в свои восхитительные произведения.
И Гжель – это искусство, подобного которому не может быть нигде, кроме России, и мы должны гордиться этим и поддерживать традиции, чтобы они никогда не иссякли и не исчезли в круговороте времен.